петак, 1. мај 2015.

Сараево, любовь моя...

... собственно, есть такая песня...




А я вот хочу поделиться своими впечатлениями, эмоциями, которых привезла полные мешки из дивного города Сараево... А наполнила я их всего-навсего за два дня...

А все начиналось с того, что я узнала, что мой любимый певец, Джордже Балашевич, поет в Сараево... В Зетре... А я вот второе десятилетие мечтаю попасть на его концерт именно в Сараево. И было совершенно не важно, что я за последних три года была уже на трех концертах: в Новом Саде, Подгорице, Белграде... И что этот будет четвертым...

С самого начала все не складывалось. Всем было "влом" тащиться, компания никак не собиралась, брат поднывал, что с него хватит - он был "жертвой" на двух концертах из трех. :) 

И в понедельник, 20.04. я начала составлять километровые списки дел на выходные, будучи уверенной, что я ни на какой концерт и ни в какое Сараево не попаду...

И потом, вдруг, нашлись билеты, брат со скорбным видом сообщил: "Поедем..." И жена нашего приятеля (из России, кстати) сказала, что с удовольствием поедет в Сараево...

А потом... А потом начался дурдом и я почувствовала себя студенткой, которая решила свалить на выходные на море, а сессия в разгаре. Потом я ничего не помню - все было, как в одновременно плохом и чудесном сне - дочин ортопед, свадьба приятельницы, сбор сумки и все это в день выезда. Только помню, как мы втроем сели в машину, меня попилили, что я не взяла права и выехали в ночь...

По дороге остановились, мужчине купили попить, а женщинам выпить, пересекли Дрину и совсем скоро запахло соснами Романии...
Держа в руке бутылку черногорского Chardonnay, вдыхая через приоткрытое окно воздух со сосновым "привкусом", я погрузилась в мысли...
Как-то сразу после войны, мы с братом и папой отправились в Сараево праздновать Новый год к нашим семейным друзьям. Тогда, когда никто, друживший с головой, не считал мудрым ехать туда. 
И помнится, я ждала трамвая, чтобы доехать до внучки наших друзей... Ночь была совершенно волшебной. Шел снег, крупные снежинки ложились тихо друг на друга, огни большого города рассыпались по снежинками вытканному одеялу и растворялись в тишине... Люди, с умиротворенными лицами, тихонько ступали и уходили в ночь... А я стояла и ждала трамвая, желая, чтобы тот не приехал хотя бы еще маленькую вечность. Чтобы до деталей запомнить этот вечер и отложить в бесценную шкатулочку воспоминаний... И сегодня, закрыв глаза, я могу оказаться там и каждой клеточкой тела почувствовать эту ночь и вспомнить эту тишину... Кажется, что никогда до того момента и никогда после я не слышала такой тишины...
И той ночью, и никогда после, ничего не говорило о том, что там была война, что люди голодали, прятались в подвалах, что семьи оказывались по разные стороны "линии", что, порою, часть семьи сбежала, а часть осталась охранять все нажитое десятилетиями и долго друг о друге ничего не знали, порою никогда больше и не узнали... Что уносили и увозили мертвых, количество которых не счесть... 
И в прошлую субботу ничего не говорило об этом, пока я пила великолепный кофе и болтала с владельцем кафешки и ларечка с тем же самым кофе... Кстати говоря, с ним я только что познакомилась. Мы ровесники. Тогда мы просто были детьми, оказавшимися по разные стороны фронта... Ему было тяжело, гораздо тяжелее, чем мне... Но мы разговаривали обо всем и не говорили о войне, как будто ее не было. Только как-то обмолвились, что вот 20 лет спустя мы так и не знаем, с чего это все началось... Кому это все надо было? Нам - нет. Нашим семьям тоже... Мы просто пили кофе, он меня отвел купить лучший рахат-локум и договорились оставаться на связи... Как будто этой войны никогда и не было. Мы хотели поговорить и поговорили, мы хотели забыть и забыли...
И, когда уже поехали домой, глядя по сторонам, увидела кладбище... Рядом с могилкой пожилая женщина. На могиле годы 1980-1992. Ее ребенку бы в этом году исполнилось 35. А его нет... Просто нет... И она не забудет.
Господи, "лишь бы войны не было..." прошептала я стих одноименной песни того же Балашевича, которую я на концерте в унисон пела вместе с переполненной Зетрой...


"Samo da rata ne bude"...
П.С. Немного грустный пост получился... Но грустные эмоции тоже эмоции... Но сараевских эмоций много и я ими обязательно поделюсь... До встречи... :)

2 коментара:

  1. Господи, как это страшно... мира и благополучия твоей стране, Катарина

    ОдговориИзбриши
  2. Талия, мира во всем мире... Как-то так...

    ОдговориИзбриши